Бомбардировщик Су-34


Огромный потенциал, заложенный в аэродинамической схеме и конструкции Су-27, наглядно продемонстрирован созданием Су-34. Этот самолет - пример более сложной и успешной конверсии исходной конструкции, нежели близкий по назначению F-15E «Страйк Игл».В середине 1980-х годов, одновременно с созданием палубной модификации истребителя Су-27, для подготовки пилотов палубной авиации была начата разработка двухместного учебно-боевого варианта (в то время планировалось, что в обозримом будущем на вооружение советского ВМФ поступят три авианосца). Специфика посадки на авианосец обусловила расположение мест летчиков бок о бок, в отличие от традиционного «тандема». Именно этот проект стал основой для ударной модификации, которая вначале предлагалась для замены Су-17 и МиГ-27, а позже получила развитие в роли преемника широко распространенного фронтового бомбардировщика и разведчика Су-24.
ОТ СУ-27ИБ К СУ-32ФН


К 1990 году был подготовлен первый летный экземпляр, на котором появились многие (но далеко не все) компоновочные и аэродинамические новинки, отличавшие его от стандартного Су-27УБ. Эта машина получила внутреннее (ОКБ) обозначение Т-10В-1. Для открытого использования было выбрано обозначение Су-27ИБ. Проектированием очередного «отпрыска» семейства Т-10 руководил главный конструктор Роллан Мартиросов.По аэродинамической схеме Т-10В - т. н. продольный триплан:в дополнение к крылу и горизонтальному оперению перед крылом (на развитых наплывах) установлено переднее горизонтальное оперение (ПГО), помогающее обеспечить высокую маневренность и полет на сверхмалых высотах (где возможна высокая турбулентность). Новая компоновка передней части заставила изменить положение передней стойки шасси, а ее нишу экипаж использует для входа в кабину. В апреле 1990 года летчик-испы-татель Анатолий Иванов поднял опытную машину в воздух.

Несмотря на катастрофический обвал в экономике начала 1990-х, набранный темп и важность темы дали возможность уже в 1993 году выпустить первый прототип (Т-10В-2), в основном соответствующий серийной конфигурации. Значительно больший, по сравнению с исходным Су-27, вес боевой нагрузки, отсека кабины и оборудования заставил усилить крыло и стойки шасси. Иная тактика применения (малые высоты, меньшая потребная скорость) привела к отказу от использования регулируемых воздухозаборников Су-27. Потребность в дополнительных внутренних объемах для размещения оборудования (включая РЛС обзора задней полусферы) вызвала удлинение и утолщение хвостовой балки. Большая продолжительность полета Су-34, достигающая с дозаправкой 6-8 часов, находится на пределе физиологических возможностей экипажа. И было сделано все возможное для уменьшения этой нагрузки. В кабине до высоты полета 10 км поддерживается давление, соответствующее высоте 2,4 км, поэтому большая часть полета проводиться без кислородных масок. Санузел и кухонный модуль позволяют решать самые насущные проблемы организма. Титановая броня обеспечивает высокую боевую живучесть. Броней защищена не только кабина, но и часть других, жизненно важных узлов. Центральное место в ПрНК занимает разработанный концерном «Ленинец» радиолокационный комплекс Ш141 с фазированной антенной решеткой. Локатор позволяет обнаруживать и применять оружие как по воздушным, так и по наземным или морским целям. Навигация, управление вооружением, сигналы об облучении РЛС противника выводятся на многофункциональные дисплеи. Испытания и доводка нового бомбардировщика шли медленно. Даже новое обозначение появилось не сразу - в 1995 году на авиасалоне самолет был представлен как SU-32FN. Для обширной программы испытаний построили 8 прототипов и предсерийных машин, которые на протяжении почти 15 лет прошли через летно-испытательный комплекс «Сухого», летчиков-испытателей ГЛИЦ ВВС и, наконец, летчиков-испытателей ЦБП ФА в Липецке.

К 2006 году конструкция и оборудование самолета в значительной степени «утряслись», и НАПО (Новосибирское АПО, выпускавшее ранее Су-24) начало производство самолетов войсковой серии. Первые машины отправились в 2007 году в Липецк, а в 2008 году Минобороны заключило контракт на поставку до конца 2013 года 32 бомбардировщиков. Эти машины предназначались уже для поставки в строевые части. Первой из них стала авиабаза в Воронеже, вооруженная Су-24М, зимой 2011-2012 года перевооружившая первую эскадрилью.В августе 2008 года новый самолет успел даже повоевать: в ходе скоротечной войны в Осетии на Су-34 возложили самую ответственную задачу уничтожения системы ПВО противника. Упоминалось также об их участии в уничтожении ключевой РЛС в системе ПВО Грузии.Всего ВВС России планирует получить около 200 Су-34. В процессе серийного выпуска Су-34 продолжает совершенствоваться, а ранее выпущенные машины при возможности дорабатывают до уровня последних. Предполагается, в частности, оснастить самолеты новыми модификациями двигателя АЛ-31ФМ1 или ФМ2, а позже и перспективными АЛ-41. На части самолетов вместо АПУ на концах крыла устанавливают контейнеры комплекса РЭБ.