Бомбардировщик Ju 88


В отличие от Великобритании и США, в Германии накануне и в ходе Второй мировой войны тяжелые четырехмоторные бомбардировщики не получили развития. Основу ударной мощи люфтваффе составляли двухмоторные средние машины, а лучшим (и самым массовым) из них являлся Ju 88.В 1935 года Рейхсминистерство авиации сформулировало требования к скоростному бомбардировщику -«Шнельбомберу», способному развить скорость до 500 км/ч (крейсерская - 450 км/ч), с хорошими взлетно-посадочными качествами, но скромным вооружением (один 7,92-мм пулемет) и бомбовой нагрузкой (500 кг, в перегруз - 800 кг). В конкурсе участвовали три фирмы, а победителем признали изделие «Юнкерса» - Ju 88: цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением и убирающимся шасси. Проектирование велось под руководством Э. Цинделя и Г. Эверса. В мае 1936 года был подписан контракт на постройку трех прототипов, а первый из них - Ju 88V1 -был облетан уже 21 декабря. На самолете стояли 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения DB бООАа (1000 л. с.), но необычные кольцевые радиаторы, монтировавшиеся перед двигателями, создавали иллюзию использования звездообразных моторов воздушного охлаждения. Результаты оказались разочаровывающими - самолет смог развить скорость лишь 465 км/ч. Поэтому на Ju 88V3 установили более мощные моторы «Юмо» 211А (1100 л. с.). Самолет, вышедший на испытания 13 сентября 1937 года, показал скорость 520 км/ч.

В конструкцию Ju 88V4 внесли серьезные изменения, связанные с новым требованием обеспечить бомбометание с пикирования (установлены воздушные тормоза и автоматические устройства, облегчающие ввод и вывод из пикирования). Радикально переработали носовую часть, расширив площадь остекления кабины, а под кабиной установили гондолу с направленным назад пулеметом. Экипаж увеличили с 3 до 4 чел. Так самолет обрел свой окончательный облик и был рекомендован к серийному производству (хотя до осени 1938 года построили еще 6 прототипов). Согласно планам люфтваффе, Ju 88 до 1 апреля 1942 года должен был заменить все старые двухмоторные бомбардировщики - Ju 86, Do 17 и Не 111. Выпуск предсерийных машин начался в марте 1939 года. Серийное производство продолжалось до апреля 1945 года. Общий объем выпуска составил порядка 15 ООО единиц, в т. ч. примерно 9300 бомбардировщиков, 1900 разведчиков и 3700 истребителей.К сентябрю 1939 года люфтваффе получили несколько десятков Ju 88А-0 и А-1, которыми укомплектовали группу I/KG 30, но в кампании против Польши она не участвовала. Первый боевой вылет состоялся 26 сентября, когда четыре Ju 88А атаковали английскую эскадру в Северном море. 16-17 октября «юнкерсы» бомбили британские военно-морские базы Ферт-оф-Форт и Скапа-Флоу. К январю 1940 года эскадра KG 30 была развернута до полного состава (три группы) и полностью вооружена Ju 88А. Первой крупной операцией с их участием стал захват Дании и Норвегии.

К началу блицкрига на Западе Ju 88А успели перевооружить две группы эскадры KG 51 (на 10 мая 1940 года -75 самолетов, из них 40 исправных), начали перевооружение одной группы из инструкторской эскадры LG 1. В общей сложности в бой на Западном фронте бросили более 130 Ju 88А. Они наносили удары, главным образом, по объектам железнодорожной сети Франции, а также по вражеским кораблям и судам. 17 июня самолеты KG 30 потопили транспорт (бывший океанский лайнер) «Ланкастриа», на котором погибли 5800 чел.По-настоящему массированным стало применение Ju 88А в ходе Битвы за Британию.К началу операции «Адлертаг» люфтваффе располагало 533 Ju 88А (330 исправных), включая самолеты четырех разведывательных отрядов. Действия над Британией зачастую вели к ощутимым потерям.12 августа 1940 года около 100 самолетов KG 51 вылетели для бомбежки верфей в Портсмуте и РЛС на о. Уайт. На свои аэродромы не вернулось 13 Ju 88А, а почти все уцелевшие машины получили пробоины от огня зениток и истребителей.В январе 1941 года Ju 88А дебютировал на Средиземном море, участвуя в налетах на Мальту. В операции «Марита» против Югославии и Греции в апреле 1940 года принимало участие пять групп Ju 88А. При подготовке к операции «Барбаросса» люфтваффе сосредоточили у границ СССР большинство частей, вооруженных Ju 88А. Они имели в своем составе 471 Ju 88А (430 исправных) - более половины всех бомбардировщиков, выделенных для нападения на СССР.В первый день войны самолеты действовали преимущественно по советским аэродромам, а впоследствии переключились на поддержку наступающих частей вермахта. Потери в первый год войны на Востоке были весьма серьезными. К моменту решающих боев поздней осенью и зимой 1942 года на всем Восточном фронте оставалось всего две группы Ju 88А - остальные части пришлось вывести на отдых из-за потери боеспособности или перебросить на Средиземноморский ТВД из-за обострения обстановки в Северной Африке.К началу операции «Цитадель» в июле 1943 года удалось восстановить боеспособность многих частей. На Курской дуге сосредоточили пять групп Ju 88А (более 200 самолетов). Ju 88А совместно со «штуками» и штурмовиками пытались «протолкнуть» свои войска через советскую оборону, а затем - сдержать советское контрнаступление.