Бомбардировщик Boeing B-29


В-29 стал эпохальным самолетом, многократно расширившим возможности стратегической авиации. И, кроме того, навсегда вошел в историю как первый участник применения ядерного оружия.Когда в декабре 1939 года Авиационный корпус армии США (USAAC) сформировал свои требования к «супербомберу», они выглядели совершенно фантастическими. Скорость 640 км/ч и дальность 4300 км с 9 тоннами бомб выглядели малореальными мечтами. Тем не менее фирма «Боинг», уже имевшая опыт как в создании тяжелых бомбардировщиков, таки высотных пассажирских лайнеров, взялась за проработку эскизного проекта. Программа имела столь большое значение, что параллельно - на случай неудачи «Боинга» - аналогичный самолет (будущий В-32) разрабатывала фирма «Консолидэйтед». «Боинг» получил заказ на 500 серийных машин за полгода до взлета прототипа.



Прототип поднялся в воздух 21 сентября 1942 года, но испытания продолжались до конца 1942-го и весь следующий год.В ходе них второй прототип потерпел катастрофу, а серийное производство было практически парализовано огромным числом переделок, которые требовалось производить на уже выпущенных экземплярах. Главным источником опасности для В-29 стали новые моторы -очень плотная компоновка приводила к перегреву, а затем, зачастую, и к пожару. Охлаждение налаживали мучительно долго, и в бой первые В-29 пошли с еще не разрешенными до конца проблемами. На В-29 оборонительное вооружение и стрелки были разнесены, прицелы стояли в носу, хвосте и трех блистерах -верхнем (где размещался оператор централизованной системы наводки, распределявший цели между остальными стрелками самолета) и двух боковых. При проектировании нового бомбардировщика упор был сделан на мощных двигателях для обеспечения взлета этого колоссального (по тем временам) самолета, турбонагнетателях -для поддержания мощности двигателей вплоть до больших высот, огромном фюзеляже с герметичными кабинами (для комфортной работы экипажа на высоте), крыле большого размаха (обеспечившем не только хорошие высотные характеристики, но и место для топлива) и наконец, принципиально новой системе вооружения.Фюзеляж включал шесть частей - передняя оконечность с большой площадью остекления, передняя гермокабина, средняя часть - два бомбоотсека, разделенные центропланом крыла, задняя гермокабина, хвостовая часть и отсек кормового стрелка. Экипаж размещался в трех гермокабинах, передняя и задняя из них соединялись герметичным лазом. Кормовая кабина была изолирована, там размещался только стрелок кормовой установки. Остальные 10 членов экипажа располагались в передней (командир,

2-й пилот, бомбардир, штурман, бортинженер и радист) и задней (командир стрелков и два стрелка, рператор радиолокационного бомбоприцела) кабинах.Диаметр фюзеляжа на большей части составлял 2,9 м. В задней кабине хватило места не только для штатных «обитателей», но и для пары коек, на которых могли во время длительных полетов отдохнуть незанятые члены экипажа.Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное, состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Мощные лонжероны центроплана вместе с силовыми нервюрами и толстой обшивкой составляли жесткий кессон, который служил как для размещения топлива, так и для крепления моторов и основных стоек шасси. К заднему лонжерону крепился огромный закрылок, в выпущенном положении увеличивавший площадь крыла почти на 20 %. Во взлетном положении закрылок отклонялся на 25', а в посадочном - на 45.Все рулевые поверхности (элероны, рули высоты и руль направления) имели металлическую силовую конструкцию и обтягивались полотном.На передних кромках крыла и оперения размещалась противообледенительная система «Гудрич» - резиновая камера с подводом сжатого воздуха. При нарастании льда в камеру подавался сжатый воздух, лед трескался, а затем отрывался потоком воздуха.Шасси - трехопорное, две основные стойки с парой колес 1450x520 мм убирались в гондолы внутренних двигателей, а передняя стойка (тоже сдвоенные, 950x350 мм) складывалась назад в фюзеляж.