Боевой вертолет Ми-8


Повседневную жизнь Вооруженных сил России невозможно представить без Ми-8. Перевозка командного состава и высадка разведывательно-диверсионных групп, эвакуация раненых и больных, снабжение недоступных гарнизонов, поисковоспасательные работы - все эти и многие другие задачи решает этот самый распространенный вертолет.Разработка транспортного В-8 началась на волне успеха Ми-б, ставшего для КБ Миля первым вертолетом с ГТД.

В начале 1960-х «рабочей лошадкой» среди советских транспортных вертолетов был Ми-4, а создание машины подобного класса с ГТД сулило массу выигрышей - и в грузоподъемности, и в скорости, и в простоте обслуживания. Однако первоначально задуманное простое переоснащение Ми-4 другим двигателем в результате привело к созданию совершенно нового вертолета. Первый вариант В-8 имел всего один двигатель - переоборудованный в вертолетный вариант двигатель от Ан-24. Вскоре стало очевидно, что второй двигатель значительно повысит надежность, и для новой машины под руководством С. П. Изотова (КБ Климова) впервые в СССР разработали специальные вертолетные турбовальные двигатели ТВ2-117.Испытания двухдвигательного варианта В-8А начались в августе 1962 года, а 17 сентября вертолет впервые совершил полноценный полет. Впоследствии параллельно проводились испытания двух вариантов - гражданского пассажирского Ми-8П и транспортного (в основном для военного применения) Ми-8Т. После завершения испытаний в ноябре 1964 года появилось распоряжение о запуске вертолетов в серийное производство на заводе № 387 в Казани. Новые вертолеты стали заметно больше своего предшественника Ми-4 -в кабине могли разместиться 24 солдата или 3 т груза.

Два двигателя по 1257 кВт дали Ми-8 еще и заметное повышение безопасности полета: если один выходил из строя, второй автоматически увеличивал мощность (чрезвычайный режим), что позволяло если не дотянуть до аэродрома, то хотя бы выбрать безопасное место для посадки. Этот вариант уже мог нести вооружение - по той же схеме, что и на Ми-4, по бортам монтировались легкие фермы, на которые подвешивали блоки НАР или бомбы. Однако стрелковое вооружение (пулемет А-12,7 в подвижной установке НУВ-1) удалось установить лишь немного позже, в 1968 году, на варианте Ми-8ТВ. Заодно номенклатура подвесного вооружения расширилась за счет ПТУР «Фаланга». Вскоре Ми-8 начал выпускать еще один завод, № 99 в Улан-Удэ, и вертолеты стали поступать в вертолетные полки сотнями, быстро вытесняя поршневые Ми-4. Однако в районах с высокогорным или жарким климатом (а еще хуже и то и другое одновременно) Ми-8Т явно уступал «четверке».