Ствол и патронник карабина


 
Ствол  обычно круглая трубка, хотя у старых моделей оружия встречались стволы, имеющие многогранное сечение. На внутренней части ствола имеются спиральные углубления известные как нарезы, сделанные для придания пуле вращения вокруг продольной оси. Благодаря нарезам в момент выхода из ствола пуля вращается с большой скоростью. Шаг нарезки непосредственно зависит от длины ствола, а также от количества полных оборотов на 360°, совершаемых нарезами внутри ствола. К примеру, шаг нарезки 305 мм означает, что канавки совершают полный оборот на 360° каждые 305 мм длины ствола. Для придания пуле вращения, ее внешний диаметр немного больше внутреннего диаметра ствола: под воздействием пороховых газов пуля движется в канале ствола, нарезы воздействуют на оболочку пули, заставляя ее вращаться
.

Вращательное движение придает пуле высокую устойчивость. В противном случае, возможны погрешности в траектории полета пули.Первоначально пуля подается в патронник, где и происходит воспламенение. Его стенки толще стенок ствола, так как в патроннике в результате воспламенения пороха образуется очень высокое давление и температура. Давление падает по мере продвижения пули внутри ствола. В случае, если толщина стенок патронника недостаточна, существует вероятность его разрыва и ранения стрелка. При воспламенении винтовочного патрона в патроннике развивается давление до 4000 атмосфер.Патронник сужен таким образом, чтобы плотно зафиксировать патрон. Это необходимо для предотвращения проваливания патрона в ствол, что ослабило бы удар бойка по капсюлю и привело к осечке.


На некоторых моделях оружия, главным образом военного, дульная часть ствола оснащаться различными дополнительными приспособлениями, такими как пламегасители, которые используются для того, чтобы вспышка и выброс пламени не выдали позиции стрелка. Другим дополнительным приспособлением, одевающимся на ствол, является дульный тормоз . Отдача при выстреле, особенно из крупнокалиберного оружия, может стать серьезной помехой для стрелка. Дульный тормоз поглощает определенную часть давления пороховых газов, уменьшая отдачу.

Аналогичные устройства применяются в матчевых (целевых) пистолетах. Дульные тормозы производятся самых различных видов и размеров, а иногда выполняется как единое целое с дулом. В этом случае компенсаторы делаются в виде нескольких небольших отверстий или прорезей, расположенных непосредственно в дульной части ствола.   В 1996 году фирма Винчестер представила модифицированное устройство, Босс-CR, действующее аналогичным образом, но без функций дульного тормоза.